Мы на земле большое счастье ищем, И, принимая дольную красу, Я не хочу, друзья, остаться нищим И лирики немножко запасу. Высоко ты залетаешь: В бой идешь, в поход. Суркова, навеяны народно-песенными мотивами. А сколько ж бед Из-за тебя перенесли мы! С лентой алой в косе, В расцелованной красе, Чтобы охнули все, Чтобы ахнули все! И в город вчера на рассвете Отправлен последний обоз. Ой, не ты ль, Настасья, девкой молодою Думала-гадала — любит или нет? Ты цветешь, как яблоня, — белым цветком. Сюда весной я приходил не раз, У той березы встречи ожидая. Возьми это верное слово и выпей его до дна. Рыленкова или Д.
Процесс переименования улиц в советском Петрогра- де — Ленинграде шёл почти без перерывов. С одной стороны, определённые идеологические. В связи с завершением общественной экологической экспертизы проекта завода по производству технического кремния в Титановой долине (г. Верхняя.
И вот в разбеге дня Я кричу товарищам старинным: «Поднимите ковшик за меня! Одной из особенностей лирики Исаковского является органическое сочетание повествовательных сюжетов с лирической проникновенностью и песенными интонациями. Дементьева, «Золотая Олекма» В. Потом, может, ветры расскажут раздолью, Как жил я, ликуя, воюя, любя, Но честь не по чести, и доля не в долю, И слава не в славу, коль нету тебя! Суркова, «Прощание» «Дан приказ: ему — на запад…» М. Ты уехал, и мне ничего неизвестно, Хоть и лето прошло и зима… Впрочем, нынче я стала такою ликбезной, Что могу написать и сама.
Зимний вечер За окошком в белом поле — Сумрак, ветер, снеговей… Ты сидишь, наверно, в школе, В светлой комнатке своей. Земля, набухая, гудит и томится Несобранной силой косматых снопов, Зеленые стрелы взошедшей пшеницы Проколют глазницы пустых черепов. Другие называли А. Чаще же всего эти чувства выражены в стихах Исаковского не прямо, не декларативно, а в самих поступках героев, в его помыслах — как органическое свойство натуры. Там, где мы простились, Все пути скрестились, Ясень, ты мой ясень, Зори загостились! Толкну скорей, Чтобы никакие рифмоплеты Не кидали сбоку якорей! Кедрин , «Она в энском уезде», «Рассказ моего товарища», «Дед» Б. Это поколение поэтов действительно нашло, по меткому слову Твардовского об Исаковском, «для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чем идет речь в произведении»[6]. Светлей не найти и не встретить дороже, Тебя окружают цветы. Не стареет твоя красота, Разгорается только сильней, Пролетают неслышно над ней, Словно легкие птицы лета. Рождественский, Э. Ручьев более склонен к выявлению сильных, волевых качеств своих героев «Магнитгора», «Проводы Валентины» , то Я.
Ой, вы, зори вешние Ой, вы, зори вешние, Светлые края! Особенно примечательно, что не только пейзажная лирика, но и вся поэзия х годов приобрела более насыщенный, чем в предшествующее десятилетие, географический и национально-этнографический колорит, что несомненно обогащало ее многоцветными красками и образами, разных краев России: Смоленщины Исаковский, Твардовский, Рыленков , северной русской деревни Прокофьев, Чуркин, Яшин , с берегов Дона Софронов , Сибири П. Поэзия х годов развивалась главным образом в поисках единства «социалистического» и «индивидуально-человеческого», но редко достигалось глубокое «сочетание» одного с другим. И меня за росстани Проводила мать. Суркова, «Песня о Волге» В. Эти и подобные антинаучные и антиисторические и попросту необъективные суждения, к сожалению, оказали влияние на восприятие значительной частью читателей х годов особенно молодых поэзии х годов. Главная Поэзия « Лирика х годов ». Когда увижу Великолепных родичей своих?
У нас выпадали зубы с полуторного пайка. Заболоцкого, «Удивительные вещи» Н. Я совсем стосковалась и в письменном виде Посылаю тебе нерушимый привет. В его лирических стихах нашли отражение различные стоны жизни деревни той поры. Это было так во время оно, Временем, не шедшим в забытье, Так она кричала миллионам, Всюду заселяющим ее. Женихи все целый день Носят шапки набекрень, А невесты возле них — В полушалках дорогих. Он всегда озабочен их реальными делами и нуждами, а себя осознает как своеобразного летописца их жизни, потому и все стихи тех лет объединил в один большой цикл «Сельская хроника». В придушенной злобе, Тяжелый и древний, Он вел на тебя наступление вил.
Внутренний мир героев этих стихов вбирал авторскую лирическую взволнованность, отношение к жизни, понимание социально-философских и нравственных проблем. Отмеченные особенности поэзии на новом этапе не были частными, они существенно повлияли на весь арсенал поэтических средств. Смеляков , «Нянька», «Пастух» Н. Все же ради цветущих летом Всех тропинок, бегущих врозь, Ради песен моих неспетых Не покинь ты меня, не брось! А там, где ты встала, трава прорастает, Река рвется с морю, и льдинки хрустят, И птиц перелетных крикливые стаи, Быть может, сегодня сюда прилетят. И, горизонт перевернутый сдвинув, Снегами сияя издалека, На крыши домов Натыкаясь, как льдины, Сплошным половодьем пошли облака. Всем видна ее краса: Брови стрелкой узкие, И до пояса коса, Золотая, русская! Сказалось это обстоятельство и в ослаблении интересов исследователей к поэзии этого периода: при сравнительно интенсивном изучении ранних ее этапов за последние годы не появилось ни одной значительной работы о лирике х годов. Мы столько хлебнули горя, что горе земли — пустяк! А пусть их! Сольвейг I Снега голубеют в бескрайних раздольях, И ветры над ними промчались, трубя… Приснись мне, на лыжах бегущая Сольвейг, Не дай умереть, не увидев тебя! Хата встала впереди — Темное окошко… Ой, ты стежка, погоди, Протянись немножко! Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам, — Мы хлеба горбушку — и ту пополам! Антокольского, долгое время пребывавшего в замкнутом кругу книжных реминисценций и тем из западноевропейской истории, а теперь загоревшегося современностью сб. Нет ни в поле, ни в бору, Обними, а то умру.
И все это знает паденья и взлеты, И все это, жизнь, озари! Порвав с конструктивизмом, Луговской с жадностью устремляется в живую жизнь. И вот ее лета… Знаете ли, как друзья ликуют, — Это — расскажу вам — красота! Уведите к богу штучки эти. Я всякую чертовщину на памяти разотру, У нас побелели волосы на лютом таком ветру. Однако как само формирование этих качеств, так и освоение классического наследия и художественного опыта народных масс протекали в острой борьбе, порой с издержками и перехлестами.
В чистом поле за белой верстою, Словно клен с березой за лужком, Как заря с зарею на просторе, Распрощалась я вчера с дружком. Когда мы говорим о творческих поисках поэзии этого периода, мы не можем игнорировать того факта, что для многих поэтов старшего поколения Н. Иные присущи их лирике и поэтические краски. Прокофьеву, Я. Из походов ратных Я вернусь обратно, Ясень, ты мой ясень, День мой незакатный! И настежь раскрыты чуланы, В которых стоят сундуки, И мягко шуршат сарафаны, И жарко пылают платки. Их пейзажная и бытовая лирика чаще всего лишена резких социальных примет. Если раньше, при всем своеобразии и могучей красоте мелодий, мотивов и образов, в революционных песнях преобладал пафос открыто-агитационного призыва, боевого декларативно-политического лозунга «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», «Штыками и картечью проложим путь себе», «Карьером, карьером, — давай, давай, давай!
Именно творчество этих поэтов как бы положило конец антагонизму «пролетарской» и «крестьянской» поэзии и окончательно утвердило наличие единой советской поэзии. До последних клавишей покорны, На груди друзей найдя приют, Все они до дна раскрыли горло, По плечам летают и поют. И я кричу: «Дуга, названивай, Рдей красной глиной, колея, Меня по отчеству назвали Мои озерные края». Именно эти ее качества и вобрала лирика Прокофьева. Прокофьев , «Елена Прекрасная», «Тюнино» Н. Высоко ты залетаешь: В бой идешь, в поход. Не стареет твоя красота, Разгорается только сильней, Пролетают неслышно над ней, Словно легкие птицы лета.
Горят огни в ауле недалеком, Но наш состав взлетает на откос, И ветви рельс перекипают соком — Весенней кровью яблонь и берез. При этом у каждого поэта определились не только свой герой, хорошо знакомый жизненный материал, но и особенности лирической интонации. Суркова, «Песня о Волге» В. Особый интерес обнаруживает Тихонов к теме пробуждения ранее угнетенных «малых» народов, к идее интернационализма как одной из главных идей социалистических преобразований. В результате конкретного знакомства с жизнью страны, особенно республик Советского Востока поездки в Туркмению, Грузию и т. Да, лирик и эпический поэт Твардовский уже в е годы выступил как последовательный реалист. Он стоит и каждый кустик слышит, Каждый камень видит впереди… Ничего особого не пишет, Только пишет: «Люба, подожди». Чуркина, «Краснофлотский марш» В.
Крайскому Я песней, как ветром, наполню страну О том, как товарищ пошел на войну. Настасья Ой, не про тебя ли пели скоморохи, Пели скоморохи в здешней стороне: «Завяла березонька при дороге, Не шумит, зеленая, по весне»? Причем это было характерно не только для поэтов молодого поколения, особенно остро ощущавших потребности времени, но и для поэтов-лириков старшего поколения «Стихи о Кахетии» Н. Он напился, распрямился, Собирается идти: — Если можно, пожелайте Мне счастливого пути. Ушаков и др. Мы гремели кровью и железом Лютой биографии своей. Ручьев более склонен к выявлению сильных, волевых качеств своих героев «Магнитгора», «Проводы Валентины» , то Я. Не заря ли видна За этим пригнувшимся склоном? Еще тебе, мамка, скажу поновей: Хорошее дело взрастить сыновей, Которые тучей сидят за столом, Которые могут идти напролом. До конца, до предела догорела сегодня лучина, И тоскливая русская песня с лучиной сгорела дотла. Твардовского, «Работа и любовь» Я. Смелякова, «Полдень» А.
Тарас Григорьевич Шевченко. Смелякова, Н. Это было важным завоеванием советской лирики на пути углубления ее народности. Сближает этих поэтов и нравственная атмосфера их лирики, и высокая простота поэтического стиля, и связь с народно-поэтическими литературными традициями. Этот типично Васильевский образ многими своими чертами близок народно-поэтическому. Здесь, на земле истоптанной границы, Утверждены горючие века Золотоносной вьюгою пшеницы И облаками пышного хлопка!.. Мы с тобою вдвоем.
И мне видны расплавленные смолы И перелесок, спящий на боку, За рощей — лес, а за лесами — долы И выход на великую реку. Васильев и П. Может, нынче этот день приснится, День цветов, веселья и красы, Чтобы закричал я: «Гармонисты, Больше нажимайте на басы! В потемках доля бедняка Не про тебя ли песни пела? Но, обогащенные опытом Маяковского и Есенина, эти поэты пошли несравненно дальше А. Заплещут крылами, засвищут, как в детстве, За дымкой туманной грустя и любя… О Сольвейг, постой же! Мы гремели кровью и железом Лютой биографии своей. Будто я хорошею от каждого слова, Будто с места срывается сердце мое. Ты в гроб пойдешь — и заплачешь, что жизни такой не знал! Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Но огонь в твоем окошке Виден очень далеко. Соли астраханскою солью. Горький подчеркнул, что Исаковский поэт «не деревенский», а тот новый человек, «который знает, что город и деревня — две силы, которые отдельно одна от другой существовать не могут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну, необоримую творческую силу, — слиться так плотно, как до сей поры никогда и нигде не сливались»[5]. Как приду я на гулянье, Он танцует и поет, А простимся у калитки — Отвернется и вздохнет. Цветы — все лютики да вейник — Шли друг на друга, как враги, И отрывались на мгновенье, Но не могли сойти с дуги.
Товарищ Джурбай! Васильевым лирический голос Н. Однако, не ставя задачи обстоятельной характеристики поэзии тех лет, хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями и выводами. Не за тебя ль мы всю страну Прошли от края и до края? И, твоим дыханием согретый, Ласкою обласканный твоей, Прохожу я по Стране Советов Как хозяин суши и морей. Не армии, скажем прямо, — народы ведут поход! Васильева определяется не только повышенной, часто обнаженной предметностью образов, но и не менее обостренной социальностью. Правда, борьба эта имела уже другие основы и другие формы, чем раньше. Во второй том серии «Русская советская лирика» вошли стихи, написанные русскими поэтами в период — гг. А это в свою очередь повлияло на характер типизации в лирике и эпосе, на жанровые особенности произведений и даже на поэтический стиль поэтов, разных поколений. Светлова, «Орленок» Я. Лебедева-Кумача, «Песня о Москве» В. В бору вековом ты приснись иль в долине, Где сосны кончают свое забытье И с плеч, словно путники, сбросили иней, Приветствуя так появленье твое!
В связи с завершением общественной экологической экспертизы проекта завода по производству технического кремния в Титановой долине (г. Верхняя. Ищете Adriatic News - 89 broj? Просто прочтите все флипбуки автора info. Tебе нравится Adriatic News - 89 broj? Поделитесь и загрузите Adriatic News -
И, кляня смертельный вылет пули, Вековую ненависть свинца, Встань Земля, в почетном карауле Над последним берегом певца! Щипачева «Лирика», В. Их вытянула эпоха, им жизнь и смерть отдана. И напрасно почтальона Я встречаю у ворот: Ничего моряк не пишет, Даже адреса не шлет. Особенно показательно в этом отношении творчество молодого поколения поэтов, сформировавшихся уже в новых условиях социальных преобразований в деревне и городе.
Они же определили и своеобразие преломления литературных и народно-поэтических традиций. Оказалось почти перечеркнутым целое десятилетие ее истории. Ну что ж, пригубим за разлуку, Товарищ милый, дорогой! Люба ждет назначенного срока, Выйдет в поле, песню запоет: Скоро ль милый с Дальнего Востока Ей обратно сердце привезет? О ком ты плачешь? Печален протяжный верблюжий всхлип. Чтоб снег перепархивал, даль заклубилась, Вершинами бор проколол синеву, Чтоб замерло сердце, не билось, не билось, Как будто бы наяву, наяву! Предлагаемая читателю антология — первое, в сущности, издание лирики х годов, — по глубокому убеждению составителя, поможет развязать скептические и нигилистические мнения о поэзии этого периода.
В цветенье и росте вставало Поречье, В лугах кочевал Нарастающий гам, Навстречу работе и солнцу навстречу Черлакский совхоз высыпал к берегам. Уже тогда некоторые критики верно почувствовали то новое, что несло в советскую литературу их творчество. Не северный ветер ударил в прибой, В сухой подорожник, в траву зверобой, — Прошел он и плакал другой стороной, Когда мой товарищ прощался со мной. Приходи, Светлая, накрытая косынкой, И долинный мир освободи! Исаковского — человек[7] исключительной скромности, душевного негромкого голоса и нежных чувств ко всему, что связано с крестьянским трудом, природой, чистотой нравственных отношений.
Как тебя другие называют, Пусть совсем-совсем не знаю я. Горите, небес золотые ометы! Теперь уже не был дискуссионным вопрос о том, нужно или не нужно осваивать классические традиции. Асеев, Вс. Я люблю телесный твой избыток, От бровей широких и сердитых До ступни, до ноготков люблю, За ночь обескрылевшие плечи, Взор, и рассудительные речи, И походку важную твою. Большее, чем обычно предполагают, место в поэзии х годов занимала интимная и пейзажная лирика. Однако как само формирование этих качеств, так и освоение классического наследия и художественного опыта народных масс протекали в острой борьбе, порой с издержками и перехлестами. Лирика Твардовского х годов часто недооценивается в критике потому, что иным она кажется слишком «прозаичной», лишенной романтики. Этот опоэтизированный образ пожилой женщины довольно полно отражает народный взгляд на человека и красоту его жизненного подвига. Замела метель дорожки, — Пробираться нелегко.
Лебедева-Кумача , и принцип ритмической организации стиха старой солдатской походной песни «Полюшко-поле» В. Вейте, ветры молодые, Вейте Над просторами родных полей… Сосчитай нас, вырванных от смерти, По великой милости твоей… В Прионежье, Ладоге и Вятке О тебе, страна моя, поем, И скрестились руки, как на клятве, На железном имени твоем… Маяковскому …Я ни капли в песне не заумен. Земля, набухая, гудит и томится Несобранной силой косматых снопов, Зеленые стрелы взошедшей пшеницы Проколют глазницы пустых черепов. Не стареет твоя красота. В этих темах в дальнейшем укрепляется и развивается талант Тихонова.
В книге «Сполохи» , подытоживавшей поиски поэта х годов, больше было молодого задора, формального эксперимента, сомнительных новшеств, чем серьезного стремления понять и воспроизвести многообразный и сложный мир нового человека и новой действительности. Таких, у которых покатые плечи, Бедовых, лукавых, простых, Таких же веселых, идущих навстречу С разметом волос золотых? Антокольский: «Жизнь раскрывала перед советскими поэтами свое первозданное богатство. С трудом преодолевая различного рода влияния, Асеев уже в е годы стал автором ряда значительных произведений «Марш Буденного», «Синие гусары», «Русская сказка», «Семен Проскаков» и др. Сейчас уже трудно сказать, кто первым бросил тень на поэзию х годов. Бывает даже — ходим на охоту: Пока что в зайцев учимся стрелять. Я с любой тревогой, С той, которых много, Ясень, ты мой ясень, Шел своей дорогой. Он пахал на тракторе На полях у нас. Этот типично Васильевский образ многими своими чертами близок народно-поэтическому. Может, двадцать пять коней, Может, двадцать пять саней, Сани, сани с бубенцами, С женихами-молодцами! Командармы и красноармейцы, Умер Чуть ли не единственный поэт! Шведова, «Песня о Щорсе» М. Достаточно вспомнить такие чудесные лирические стихотворения, как «Не стареет твоя красота» и «Ивушка» Твардовского, «Спой мне, спой, Прокошина» и «Ореховые палки» Исаковского, «Кукла» Д.
Дементьев «Мать, и др. Травы примяты. Коль жить да любить — все печали растают, Как тают весною снега… Звени, золотая, шуми, золотая, Моя золотая тайга! Изучила и знаю… Ванюша, ты слышишь? От нас шарахались волки, когда, мертвецы почти, Тряслись по глухому снегу, отбив насмерть потроха. Здесь просится каждый набухнувший колос В социалистический герб. Всем видна ее краса: Брови стрелкой узкие, И до пояса коса, Золотая, русская! Переход от воспевания революционного энтузиазма и романтики гражданской войны начавшийся еще в х годах к осмыслению героя с иной психикой, иным складом натуры становился определяющим в поисках нового качества лиризма. Вступление Года растут и умирают в этом Растянутом березовом краю. Другие скрывают, что их позабыли, Лишь ты ничего не таи, И пусть не забудут меня голубые, Немного косые — твои.
Что тогда со мною станется, — Не желаю никому! Если это портрет любимой женщины, то он предстает в его стихах во всей своей естественной живой плоти: И еще прошеньем прибалую — Сшей ты, ради бога, продувную Кофту с рукавом по локоток, Чтобы твое яростное тело С ядрами грудей позолотело, Чтобы наглядеться я не мог. И на верблюжьих старых перевалах Цветёт урюк у синих чайхане, Цветут огни поднявшихся вокзалов, Салютуя разбуженной стране. Так идет, что ветви зеленеют, Так идет, что соловьи чумеют, Так идет, что облака стоят. Дам другую родину, Новое житье, — Все, что есть под солнышком, Все кругом — твое! Предлагаемая читателю антология — по сути первое издание лирики х годов XX века — несомненно, поможет опровергнуть скептические мнения о поэзии того периода. Этот типично Васильевский образ многими своими чертами близок народно-поэтическому. Прокофьева «В защиту влюбленных», С. Если раньше, при всем своеобразии и могучей красоте мелодий, мотивов и образов, в революционных песнях преобладал пафос открыто-агитационного призыва, боевого декларативно-политического лозунга «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», «Штыками и картечью проложим путь себе», «Карьером, карьером, — давай, давай, давай! Задача создания новой массовой песни была чрезвычайно трудной. Это придает особую напряженность его пейзажной и любовной лирике «Анастасия», «Сердце», «Расставанье» и др. Жарова, А. И кто его знает На закате ходит парень Возле дома моего, Поморгает мне глазами И не скажет ничего. Они способствовали преодолению узко-личных эгоистических настроений, выходу к большим объективно значительным темам.
Этот опоэтизированный образ пожилой женщины довольно полно отражает народный взгляд на человека и красоту его жизненного подвига. Гусева и других поэтов практически означало вступление поэзии в новый этап развития. Не шути напрасно, парень, — Дома ждут меня дела… Я сказала: «До свиданья! Их вытянула эпоха, им жизнь и смерть отдана. Обняла, заплакала… — Ну, сынок, иди!.. Очень органическая и вместе с тем у каждого различная разговорная, повествовательная интонация стихов этих поэтов отражала общую тенденцию поэзии х годов к простоте и естественности стиля.
Маша Что-то Маши не слышно, Где же брови вразлет? Оправдываться буду перед всеми И так скажу стареющим друзьям: «Товарищи! Они же определили и своеобразие преломления литературных и народно-поэтических традиций. Это придает особую напряженность его пейзажной и любовной лирике «Анастасия», «Сердце», «Расставанье» и др. Летчик с Дальнего Востока, Бивший недруга в бою, — Он приехал издалека Погостить в родном краю, Посмотреть на эти хаты, Где живут его друзья, На широкие закаты, На березы у ручья. Года идут. Достаточно вспомнить такие чудесные лирические стихотворения, как «Не стареет твоя красота» и «Ивушка» Твардовского, «Спой мне, спой, Прокошина» и «Ореховые палки» Исаковского, «Кукла» Д. В потемках доля бедняка Не про тебя ли песни пела? Ни одна из этих сторон жизни не приглушается, но определяющим всегда выступает обостренное чувство коллективизма, чувство долга. Это было важным завоеванием советской лирики на пути углубления ее народности. Мы старую дружбу ломаем, как хлеб! У васильевской, героини и «взор и рассудительные речи», и «величавость», и «походка важная» и другие черты — не внешние, они передают идеал зрелой земной красоты, женщины, способной и в любви, и в труде быть сильной и красивой, — той, которую воспел еще Некрасов: «Пройдет — словно солнце осветит; Посмотрит — рублем подарит!]
Луговской, Н. Нередко поэты этим вечным темам посвящали целые сборники, как бы полемизируя с декларативно-публицистической поэзией сборники А. Снежный, вьюжный, незаброшенный Распахнул ворота путь… «Ну, садись, моя хорошая, И помчим куда-нибудь! Гусева и других поэтов практически означало вступление поэзии в новый этап развития. Картинность, жест — ее законные приемы. В нетерпенье кони бьют, Гривы в лентах, сани крашены, Колокольчики поют. II Бор синий, вечерний.